История         Архитектура         Идеи          Начала         Традиции         Галерея          
 

История

Архитектура
История храма св. Ирины в КонстантинополеАрхитектура набатейского храма Петры Каср Бинт Фараун (Дворец Дочери Фараона)Базилика в КурсиАфродисия - от культа Афродиты до города РаспятияЭфес - столица провинции АзияПергам - античное царство и город потерянной библиотекиЛегендарные руины ТроиНа берегах античного Меандра
Идеи и технологии

Традиции

Азы и начала

Галерея





Базилика в Курси. Композиция памятника. Вопросы реконструкции.

Светлана Тарханова

План базилики в Курси типовой для южно-сирийской, или хауранской традиции, где похожих базилик было большое количество [1]. Но, несмотря на всю кажущуюся простоту, здесь есть много интересных и тонких особенностей, свидетельствующих о хорошо развитом прототипе и его виртуозном воспроизведении.

Это трехнефная вытянутая по оси восток-запад базилика с атриумом и галереями достаточно монументальных размеров (45х25 м). Галереи и нефы, хотя и отгороженные друг от друга стенами, объедены пастофориями, что делает план базилики немного похожим на пятинефную структуру базилики Храм Гроба Господня, построенную при Константине Великом. [2]

Церковь св. Елены, относящаяся к комплексу Храм Гроба Господня (примыкает с северной стороны) и Вифлеемская базилика также были пятинефными, но строение их алтарной части отличалось. Возможно, этой ранней и особенной форме пятинефной базилики подражали строители в Курси, желая подчеркнуть связь с важным сакральным центром. Вся постройка заключена в прямоугольную каменную оболочку из стен, которая расширяется в сторону атриума, принимая трапециевидные очертания.

Базилика в Курси. Алтарная часть
Базилика в Курси. V-VI век.
Алтарная часть

Единственный вход в атриум располагается по западной стене, немного сдвинут к северу; две перегородки в западном нефе образуют своеобразный коридор от входа к центральному пространству атриума. В наос базилики ведут три входа (ширина боковых и центрального: 1.10–2.20–1.10 м), еще два входа ведут в галереи. Из галерей также можно было попасть в наос через входы, расположенные в средних комнатах; на втором строительном этапе перегородка в южной галерее была снесена, а на ее месте расположилась апсида капеллы, в которую из наоса прорубили дополнительный вход.

Алтарная часть, ориентированная на восток, с внешней стороны имеет прямоугольную форму, полукруглую апсиду фланкируют два пастофория. По своей ширине восточная часть храма чуть уже самой базилики с галереями, из-за чего образуются небольшие уступы стен. Такая погрешность могла быть случайной и возникнуть при одновременном начале строительства восточной и западной части, которые в конце не удалось свести к единой ширине.

Базилика в Курси. Алтарная часть
Базилика в Курси. V-VI век.
Алтарная часть

Апсида в базилике в Курси примыкает к центральному нефу не точно по линии диаметра своей окружности, а несколько отстоит от восточных стен домуса (то есть наоса), которые суживают вход в алтарь. Благодаря этому, она приобрела сложную подковообразную форму, что роднит ее с малоазийской школой, с базиликами Бинбиркилиссе. В Палестине подковообразная форма апсид встречается в базиликах Негева (Субейта). Диаметр апсиды в Курси практически равен ширине центрального нефа, что характерно для развитой архитектуры V века.

На втором строительном этапе был возведен одноступенчатый синтрон, который, несмотря на небольшое число ступеней, заставляет вспомнить константинопольские и малоазийские прототипы (например, базилика св. Иоанна Студита, базилики в Эфесе) [3]. Правда, это одно из немногих влияний Константинополя, которое может быть замечено в Северной Палестине. Гораздо более мощным это влияние было в Иудее, где часто появлялись храмы с полигональными апсидами. Так, храм св. Стефана в Иерусалиме, построенный Евдокией, был практически копией Студийской базилики в столице.

Синтрон закрыл проходы, через которые на первом строительном этапе были связаны апсида и пастофории. Это довольно редкая черта, которая отсутствовала у большинства месопотамских, сирийских и армянских храмов с пастофориями, за редкими исключениями, такими, как базилика в иль-Барахе (южный пастофорий связан с апсидой), центрический храм Архангелов и Фалуле (оба пастофория, 526-527 гг. Более ранний пример – Базилика Севериана. Reallexicon. S. 1232.) Проходы в Курси объединяли все три помещения между собой, что выделяло восточную часть базилики в отдельную и немного изолированную пространственную единицу.

Центральный неф практически ровно вдвое шире каждого из боковых (5–10–5 м); боковые нефы равны по ширине галереям; каждый боковой неф, примыкая к продольной стороне галереи, вместе с ней составляет ширину пастофория и, одновременно, центрального нефа. Пастофории, таким образом, приравниваются по ширине к центральному нефу и соотносятся с ним и с диаметром апсиды. В постройке всюду используется один и тот же размер, объединяющий пространство базилики воедино и создающий гармоничную и уравновешенную пропорциональную систему.

По замечанию Тсафериса, общее отношение ширины к длине составляет 3:5, что является одной из стандартных пропорций византийских базилик. По крайней мере, так считал Орландос, приводя список наиболее часто встречающихся соотношений в ранневизантийских базиликах: 1:1, 4:5, 3:4, или 2:3, 3:5, 1:2. Х. Бухвальд, исследуя малоазийские базилики IV-VI вв., отмечал, что их пропорциональный строй соответствовал музыкальной гармонии – 1:2:3:4 – в неоплатонической и пифагорейской философии: ширина главного нефа относится к его длине как 1:3, ширина главного нефа и боковых к их общей длине как 2:3, ширина бокового нефа к ширине главного как 1:2; пропорции нартекса вместе с вертикальными размерами составляли пропорции 1:4 и 3:4. [4]

Измерения по масштабной линейке показали, что только отношение ширины главного нефа к боковым совпадает с малоазийскими пропорциями, остальные сильно от них отличаются. При построении, скорее всего, использовался византийский фут (0.31-0.32м). Восточная часть атриума превращена в нартекс за счет крестообразных опор и продолжающих их пилястр на стенах атриума (здесь сохранились следы напольной мозаики, которая особо выделяла пространство поперечного нефа). Подобный архитектурный элемент практически всегда присутствует в сирийских и малоазийских базиликах, предваряя вход в них.

Нартекс объединяется проходами с боковыми галереями, аналогии которым находим в нескольких иорданских храмах – Рас Сиагна на горе Нево (Ras Siagha at the Mount Nebo), ряд базилик в Герасе (Gerasa). Ровно в центре каждой из боковых галерей расположены две небольшие квадратные комнаты, через которые открываются проходы в центральную часть храма. Этот акцент вносит в общий пропорциональный строй храма поперечную ориентацию и намек на крестообразную планировку и, соответственно, роднит его с традицией греческой византийской архитектуры (Крестообразная базилика Иоанна Богослова в Эфесе (450 г.), Св. Димитрия в Салониках (V в.) и многие другие), хотя и не столь четко выраженную, как в базилике в Табхе, например. То, что эти специально выделенные компартименты в галереях были не случайностью, можно доказать близким архитектурным решением в Греции: в Базилике Д в Неа-Анхиалосе в трехнефной базилике аналогичные боковые комнаты в центре каждой из галерей выделены и открыты в основное пространство посредством двух колонн с арками (трибелонами) [5]. Возможно, что такой же крестообразный план имела базилика над Силоамской купелью в Иерусалиме.

Строение алтаря заслуживает отдельного внимания: вима выступает только в центральный неф, захватывая полтора интерколумния. Она заключена по бокам в базальтовые стилобаты, а по крайней западной линии поднимается над уровнем наоса на 20 см за счет известняковых блоков. На базальтовых стилобатах заметны три углубления для столбиков алтарной преграды, детали которой частично сохранились.

Базилика в Курси. Колоннада
Базилика в Курси. V-VI век.
Колоннада

В каждой колоннаде по 6 колонн, с западной и с восточной сторон их ритм поддерживается пилястрами по стенам, сделанными из базальта и прчти сливающиеся с общей кладкой. Шаг между колоннами немного варьируется: от 1,75 м до 2,25 м, но по сравнению с размерами нефов это довольно узкие пространства. Столбы в атриуме расставлены чуть более широко и подняты на стилобат. Колонны были расставлены в соответствии с пропорциями, принятыми в греко-римской традиции и воспринятой большинством византийских школ, кроме армянской, малоазийской и частично даже сирийской, где шаг между колоннами был равен ширине среднего нефа .

Колонны опирались на квадратные базальтовые платформы, на которые поставлены уже непосредственно базы. Некоторые из них настолько крупные, что больше напоминают пьедесталы, остальные имеют разные профилировки. Фусты колонн увенчивались коринфскими капителями, только 2 из них сохранились . Все эти детали, наряду с белыми тессерами мозаик и отдельными деталями алтарной преграды , сделаны из одного и того же материала – белого известняка с золотистым оттенком, происходящего, скорее всего, из местных каменоломен. Только на двух фустах колонн, которые несомненно были специально изготовлены для христианской постройки, вырезаны рельефные кресты , что связывает их с Эгейской традицией украшения фустов колонн. (Один фрагмент рельефного креста находится в наосе, другой в алтарной апсиде. Еще один фрагмент фуста колонны с крестом находится в часовне на склоне горы рядом с базиликой. Возможно, что он туда был перенесен.) Все остальные детали, скорее всего, вторичного происхождения. На некоторых других колоннах остались небольшие углубления от металлических или деревянных крестиков, крепившихся к ним.

Базилика в Курси. Один из рисунков мозаичного пола
Базилика в Курси. V-VI век.
Один из рисунков мозаичного пола

Мозаика в южном пастофории играла важную функциональную роль, так как она превращала помещение в баптистерий. После утверждения христианства появилось большое число неофитов, и сам чин крещения был очень торжественным и продолжительным. Баптистерий делился на несколько частей: сначала в катехумении проводился обряд отречения от сатаны (экзорцизм) и читался Символ Веры, затем оглашенные попадали в саму крещальню, где совершалось тройное погружение в воду. В следующем помещении - хрисмарионе - происходил последний этап крещения - помазание миром. После чего новообращенный попадал в храм и принимал участие вместе с верующими в Литургии и Таинстве Евхаристии.

Катехумением служило восточное крыло южной галереи, из которого оглашенные попадали в пастофорий, чье прямоугольное пространство разделено на две части: восточную и западную, соответственно, крещальню и хрисмарион (между ними, вероятно, должна была быть перегородка или занавес). Купель, в которой совершалось погружение, примыкает к восточной стене и с трех свободных сторон окружена узкой рамкой с орнаментом, получившим условное название «зуб пилы». Он составлен из повторяющихся треугольников, расположенных своим основанием вдоль одной прямой.

Хрисмарион выделялся широкой рамкой с меандром, в который включались другие изображения (диагональный крест, несколько квадратов, вписанных друг в друга, просто красное поле и т.д.). В пастофории два входа, оба расположены в западной стене, но один связан с галереей, другой – с южным нефом базилики: через первый оглашенные попадали в крещальню из катехумения, через другой – выходили неофиты для участия в Евхаристии. Подобное трехчастное деление баптистерия хорошо известно, так как оно описано Кириллом, епископом Иерусалимским, в Мистагогическом Катехизисе (середина IV в.). PG. 33. Cols. 1065-1094.

Баптистерии в палестинских церквях часто располагались в самой базилике, в южном нефе или галерее, как, например, в Северо-западном храме в Иппосе-Суссите, в храмах Мамшита (Негев) и т.д. В базилике в Доре баптистерий находился в северной галерее. Подобное внутреннее расположение баптистериев в храмах Палестины (за исключением «двойных храмов») противопоставляется эгейской и малоазийской традиции баптистериев в виде отдельно стоящих помещений (октагоны).

Литература:
1. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Penguin Books. 1986. P. 141. (Далее – Krautheimer, Architecture, 1986.).
2. Беляев Л. А., Лисовой Н. Н. Гроба Господня (Воскресения Христова) Храм в Иерусалиме // ПЭ. Том XIII. М. 2006.
Biddle M. The Tomb of Christ: Sources, Methods and a New Approach. // CBAT. P. 73-148; Idem. Das Grab Cristi. 1998;
Corbo V.C. Il SanctoSepolcro de Gerusalemme. Aspetti Archaeologici dale Origini al Perodi Crociato. Jerusalem. 1981-1982. Vol. I-III;
Couasnon C. The Church of the Holy Sepulchre. Oxford University Press for the British Academy. 1974;
Gibson S., Taylor J.E. Beneath the Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem. The Archaelogy and Early History of Traditional Golgotha. London. 1994.
Vincent L.-H., Abel F.-M. Jerusalem: Recherches de topographie, d’archeologie et d’histoire. Vol. 2: Jerusalem nouvelle. Paris. 1914-1926. Vol. I-II.
3. Crowfoot J. W. Early churches in Palestine. London. 1941.
4. Buchwald H. Notes on the Design of Aisled Basilica in Asia Minor. / Borkopp B., Schellewald B., Theis L. eds. Studien zur byzantinischen Kunstgeschichte. Festschrift furHorst Hallensleben zum 65. Geburstag, // Buchwald H. Form, Style and Meaning in Byzantine Church Architecture. Ashgate Variorum. Aldershot. Brookfield USA.Singapore. Sydney. 1999. P. 19-30.
5. Pallas D. Les Monuments Paleochretiens de Grece Decouverts de 1959 a 1973. Citta del Vaticano. Pontificio Instituto di Archeologia Cristiana. Roma, 1977. P. 52-53.


Фото автора


Представляем читателям сайт Профессиональный дизайн. На сайте публикуются материалы и обзоры по современным тенденциям в дизайне различных направлений. Дизайн интерьера и ландшафтный дизайн, дизайн в полиграфии и искусстве, рекламный дизайн и модные веяния с подиумов - охват тем сайта широк и неисчерпаем. Авторами являются как известные профессионалы и знатоки, так и любители, потребители, обычные читатели.

Следующая страница: Базилика в Курси. Сохранность и реставрации

• Главная   • Архитектура   • Базилика в Курси   • Базилика в Курси. Композиция памятника  


 
     
    © Строительные истории, 2010-2024.
Строительство, ремонт, история развития строительных технологий, справочные данные
Карта сайта